Как уберечь себя и свою компанию от манипуляций
 

Все КНИГИ
Все ВОПРОСЫ

      Вопрос #45 от 7.03.04: Относятся ли к представительским затратам расходы на спиртные напитки?
      Ответ: Для подтверждения правомерности признания в качестве представительских расходов затрат по приобретению продуктов питания в магазинах и готовых блюд в ресторанах организация должна представить программу проведения официального приема с указанием в ней вида официального мероприятия (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия), даты мероприятия, места проведения, меню, перечня товаров и услуг, используемых для проведения приема, состава и количества официальных лиц организации-налогоплательщика и представителей других организаций. Об этом говорится в Письме УМНС России по Московской области от 10 марта 2004 г. № 04-27/03000. В отношении расходов по приобретению алкогольной продукции точка зрения налоговых органов сводится к тому, что "алкогольные" расходы не предусмотрены исчерпывающим перечнем расходов на представительские цели, поэтому такие затраты нельзя учитывать в составе представительских расходов для целей налогообложения прибыли (п.2 ст.264 НК РФ). Анализ норм Налогового Кодекса показывает, что точка зрения налоговых органов в отношении спиртных напитков является необоснованной.В качестве примера можно привести Постановление ФАС Северо- Западного Округа от 31 мая 2004 г. № А56-34683/03. Позиция суда была построена на том, что в п.2 ст.264 НК РФ не детализируется перечень затрат, которые относятся к представительским расходам. Данная норма не определяет также и перечень продуктов и напитков, которые не могут включаться в состав представительских расходов. В итоге было принято решение, что налогоплательщик обоснованно включил в состав прочих расходов затраты на приобретение алкогольной продукции в качестве представительских расходов.
      Позже вышло еще одно разъяснение Минфина России по этому вопросу (Письмо от 9 июня 2004 г. № 03-02-05/1/49). Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее. Расходы организации на алкогольную продукцию при проведении официального приема могут включаться в представительские расходы, которые не превышают 4% от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период, если они произведены в размерах, предусмотренных обычаем делового оборота при проведении деловых переговоров (сделок). При этом под обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст.5 ГК РФ).
      Таким образом, несмотря на существующию позицию налоговых органов возможность отнесения спиртных напитков на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, не исключена. По нашему мнению, расходы на спиртные напитки должны быть отнесены в состав затрат, участвующих в расчете налога на прибыль, в разумных пределах. При этом разумный предел будет определяться индивидуально в каждом конкретном случае и возможно организация будет вынуждена отстаивать свою позицию в арбитражном суде.