Как уберечь себя и свою компанию от манипуляций
 

Все КНИГИ
Все СТАТЬИ

НДС при экспортных и импортных операциях
(переработанная с учетом Приказа МНС РФ N БГ-3-03/572 статья "Налогообложение экспортных и импортных операций")

Автор: Титаева А.В., 17 апреля 2002г.

Возмещение НДС, уплаченного при экспорте

      Под экспортом товаров (работ, услуг) согласно ст.97 Таможенного кодекса РФ и ст.2 Закона РФ от 13.10.1995 N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" понимается вывоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу (в частности, при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу).
      Вместе с налоговой декларацией налогоплательщик для применения налоговой ставки 0% и возмещения НДС должен представить в налоговый орган документы, подтверждающие реализацию товаров (работ, услуг) на экспорт. Полный перечень таких документов содержится в ст.165 Налогового кодекса РФ.
      После подачи налогоплательщиком декларации по налоговой ставке 0% и документов, подтверждающих факт экспорта товаров (работ, услуг), при наличии превышения "входного" НДС налоговый орган в течение трех месяцев должен произвести возмещение налога.В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов и принимает решение:
      о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо
      об отказе (полностью или частично) в возмещении.
      О принятом решении налогоплательщик должен быть уведомлен в десятидневный срок после его вынесения. При наличии у налогоплательщика недоимки и пени по НДС, иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа.
      Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.
      Не позднее, чем через три месяца налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение для исполнения в соответствующий орган федерального казначейства.
      Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, когда такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
      В Приказе МНС России от 27.12.2000 N БГ-3-03/461,в частности, п.п.2 и 3 данного Приказа установлено, что решения о возмещении сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг) до 5 млн.руб., а также налогоплательщикам - экспортерам, являющимся традиционными экспортерами, независимо от объема, принимается в течение месяца налоговыми органами по месту постановки на учет указанных налогоплательщиков - экспортеров. После принятия решения о возмещении сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг) указанные налоговые органы самостоятельно направляют заключения по форме N 21 на возмещение из федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость для исполнения в соответствующие органы федерального казначейства. Решения о возмещении сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг) налогоплательщикам - экспортерам в объеме свыше 5 млн. руб., не являющимся традиционными экспортерами, принимаются соответствующими управлениями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации.
      Документы, подтверждающие право на применение нулевой ставки, представляют в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз груза в режиме экспорта.
      В текст НК РФ внесена норма Инструкции ГНС РФ N 39, признанная незаконной Решением Верховного Суда РФ от 14.07.1999. Налогоплательщик обязан обложить НДС товары (работы, услуги), если со дня таможенного оформления выпуска соответствующих товаров истекли 180 дней. Налог взимается по той ставке, которая применялась бы, если товар не был вывезен на экспорт 10% или 20% (п.9 ст.165 НК РФ). Но необходимо знать, что в Приказе МНС РФ от 27.11.2000 г. №БГ-3-03/407 указаны ставки не 10% и 20%, а 9,09% и 16,67% соответственно. 181-й день с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта или под таможенный режим транзита признается датой реализации товаров.
      Если впоследствии налогоплательщик представит в налоговые органы документы, обосновывающие применение нулевой ставки, уплаченные суммы налога подлежат возврату. При появлении у налогоплательщика таких документов он должен подать заявление о внесении изменений в поданную декларацию. Изменения вносятся в налоговую декларацию за тот период, в котором наступил 181-й день с даты выпуска товаров в таможенном режиме экспорта или транзита. В этой декларации изменяют сведения о ставке налога и о сумме исчисленного налога. Одновременно подают отдельную налоговую декларацию, в которой отражают документально подтвержденные сведения о товарах (работах, услугах), облагаемых по ставке 0%.
      На практике налогоплательщики часто сталкиваются с несвоевременным возмещением экспортного НДС. В случае пропуска срока в 180 дней факт экспорта считается не доказанным и возникает обязанность в уплате НДС как с обычной реализации. Таким образом, государство изымает оборотные средства налогоплательщика и снижает его платежеспособность. Следует отметить, что экспортный НДС должен быть уплачен из собственных средств организации, поскольку суммы НДС не были заложены в цену. Законодатель установил начисление пени за каждый день просрочки уплаты налогов. Поэтому справедливым является требование налогоплательщиков о взыскании пени в случае задержки возврата из бюджета переплаченного НДС. До 1 января 2001 г. суды отказывали в удовлетворении исков о взыскании пени в случаях задержки возврата переплаченного НДС по экспорту. В качестве примера можно привести Постановление ВАС РФ от 06.06.2000 г. №91007/99, в котором налогоплательщику в иске было отказано. Отказ разъяснялся следующим образом.
      Статья 78 НК РФ предусматривает, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата. При нарушении сроков возврата на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Из приведенного положения видно, что основанием для его применения является переплата налога в бюджет (внебюджетный фонд). Статья 58 НК РФ предусматривает, что уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Из статей 45 и 60 НК РФ следует, что под уплатой налога понимается поручение налогоплательщика банку с соблюдением определенных условий на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды). Согласно пункту 3 статьи 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" в случае превышения суммы налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период. Аналогичный порядок зачета или возмещения сумм налога, уплаченных поставщикам, применяется при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налога в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость".
      Таким образом, пункт 3 статьи 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" регулирует отношения не по уплате налога в бюджет и его возврату в случае переплаты, а специфические, свойственные именно данному налогу отношения по возмещению суммы налога, уплаченной поставщикам.
      При этом упомянутый Закон не предусматривает начисления процентов при несвоевременном возмещении таких сумм. Если суммы налога на добавленную стоимость уплачены не в бюджет, а поставщикам материальных ценностей, использованных затем при реализации продукции на экспорт, оснований для того, чтобы считать указанные суммы переплаченными в бюджет и применять к спорным правоотношениям положения статьи 78 НК РФ, относящиеся к начислению процентов, не имеется.
      Но с 1 января 2001г., с момента вступления в силу главы 21 НК РФ, право налогоплательщика на получение пени в случае задержки возмещения НДС прямо указано в статье 176. Согласно п. 3 ст. 176 НК РФ при нарушении сроков, установленных настоящим пунктом, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.

Вычеты НДС при экспорте

      В НК РФ не урегулирован порядок применения налоговых вычетов при принятии к учету имущества (работ, услуг), предназначенных (полностью или частично) для производства и реализации экспортной продукции. Следовательно, при таких обстоятельствах необходимо руководствоваться общим правилом регулирования вопросов зачета НДС, согласно ст.171 и 172 НК РФ. Это справедливо также в тех случаях, когда в момент постановки имущества на учет не известно, будет ли это имущество экспортировано.
      Пункт 3 ст.172 НК РФ указывает, что в отношении операций по реализации товаров, облагаемых по нулевой ставке, вычет налога, уплаченного поставщикам, производится при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации и документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки. Но пп.1п.1 ст. 171 НК РФ обязывает принять к вычету НДС, уплаченный поставщикам по такому имуществу (работам, услугам). Принятие к учету имущества (работ, услуг), приобретенных для производственной деятельности создает условия для применения нормы пп.1 п.1 ст.171 НК РФ. Эта норма обязывает принять к вычету налог, уплаченный поставщикам по такому имуществу (работам, услугам).
      Для принятия к зачету входного НДС по экспорту можно порекомендовать следующую схему.
      Схема I. Реальный экспорт доказан в течение 180 дней.
  1. при соблюдении условий статьи 171 НК РФ НДС принять к зачету в общей декларации.
  2. после факта экспорта в текущей декларации восстанавливается сумма НДС, ранее зачтенная.
  3. НДС будет принята к зачету снова после подтверждения реального экспорта в декларации по ставке 0%, в разделе I.
      Схема II. Реальный экспорт не доказан в течение 180 дней.
  1. НДС по имуществу, работам и услугам, используемым для производственных целей, подлежит вычету в общем порядке без учета того, что часть произведенной продукции может быть в дальнейшем экспортирована (в общей налоговой декларации, форма №1, приложение №1);
  2. после факта экспорта в текущей декларации восстанавливается сумма НДС, ранее зачтенная (в общей налоговой декларации, форма №1, приложение №1);
  3. после истечения 180 дней с даты выпуска товаров в таможенном режиме экспорта в декларации, на которую приходится 181-й день, отражается начисление НДС и снова принимается к зачету НДС, уплаченный поставщикам, к зачету (в декларации по налоговой ставке 0%, Раздел II).
      Схема III. При получении документов, подтверждающих факт экспорта, в декларации по налоговой ставке 0%, Раздел II, за период, на который приходится 181-й день с даты выпуска товаров в указанном режиме, вносят изменения:
  1. уменьшают сумму налога, уплаченную поставщикам в связи с операцией по производству и реализации товаров на экспорт;
  2. исключают данные о стоимости реализованного на экспорт товара, право на применение нулевой ставки по которому документально подтверждено;
  3. одновременно с внесением указанных изменений подают отдельную налоговую декларацию по налоговой ставке 0%, где в разделе I отражают соответствующую положительную сумму налоговых вычетов, стоимость реализованного на экспорт товара, нулевую ставку и сумму налога.

Пример 1

      27 апреля 2001 г. налогоплательщик оформил в региональном таможенном органе декларацию на вывоз товаров в режиме экспорта. Контрактная стоимость товаров - $10 000. Налог, уплаченный в марте 2001 г. поставщикам имущества (работ, услуг), использованного при изготовлении и реализации данных товаров, составил 8000 руб. Экспортные товары оплачены 14 ноября 2001 г.
      Поскольку налогоплательщику было изначально известно о том, что товары, оплаченные поставщику, будут использованы при изготовлении экспортной продукции, в налоговой декларации за март НДС в размере 8000 руб. не был предъявлен к зачету.
      В апреле - сентябре 2001 г. операции по реализации товаров в декларации не отражаются, поскольку дата их реализации не наступила (п.9 ст.167 НК РФ), именно: полный комплект документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки, не собран; 180 дней со дня выпуска в таможенном режиме экспорта не истекли; аванс в счет оплаты экспортированных товаров не получен.
      181-й день приходится на октябрь 2001 г. В этом периоде и нужно отражать операции по реализации товаров, выпущенных на экспорт по ставке 16,67% 10000*30*16,67/100=50010 (курс на дату, на которую приходится 181 день 30 руб. за 1 $) и принять к зачету НДС, уплаченный поставщикам, в размере 8000 руб. в декларации по ставке 0%, в разделе II.
      14 ноября 2001 г. получен последний из недостающих документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки. Собранный комплект документов подтверждает право на применение нулевой ставки по операции. Эти документы обязывают подать отдельную налоговую декларацию по ставке 0%, а также внести изменения в декларацию, поданную в октябре, уменьшив в ней реализацию и вычет по НДС по операциям, реальный экспорт которых подтвержден.

Порядок исчисления НДС при реализации товаров на экспорт в счет полученного аванса

      При получении российскими организациями авансов в иностранной валюте в счет предстоящих поставок экспортируемых товаров указанные организации должны уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость, исчисленный согласно п.4 ст.164 Налогового кодекса Российской Федерации по расчетным налоговым ставкам 9,09% от суммы авансового платежа (если реализация товаров, по которой получен аванс, облагается НДС по ставке 10% на территории России) или 16,67% (если реализация товаров, по которой получен аванс, облагается НДС по ставке 20% на территории России).
      При этом в соответствии с п.32.2 Методических рекомендаций по применению гл.21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, НДС начисляется на сумму экспортного аванса, пересчитанную в рубли по курсу ЦБ РФ на дату поступления данного авансового платежа.
      Согласно п.4 ст.176 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров на экспорт, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных ст.165 НК РФ. Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, предусмотренных ст.165 НК РФ.
      Согласно п.9 ст.167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пп.1 - 3 п.1 ст.164 НК РФ, дата реализации указанных товаров (работ, услуг) определяется как наиболее ранняя из следующих дат:
  1. последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки обложения НДС;
  2. 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта или под таможенный режим транзита.
      Следовательно, независимо от того, когда фактически товар был отгружен, до наступления одной из дат, указанных выше, реализации товара в целях обложения НДС не происходит. Поэтому денежные средства, поступившие от покупателя, до момента реализации экспортируемого товара при заполнении налоговой декларации по нулевой ставке рассматриваются как авансы, полученные в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).
      Таким образом, полученная организацией - экспортером сумма авансовых платежей в счет предстоящего экспорта товаров подлежит отражению по строке 500 разд. II Декларации по налоговой ставке 0 процентов за налоговый период, в котором данная сумма поступила пользователю. Впоследствии при наличии документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, сумма НДС, исчисленная с полученного аванса, подлежит вычету, который производится по строкам 240-260 разд. I Декларации по ставке 0 процентов за тот отчетный период, в котором эти документы представлены в налоговый орган.
      Важно также отметить, что в соответствии с п.10 ст.165 НК РФ документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0 процентов, представляются налогоплательщиками одновременно с представлением налоговой декларации.
      Из п.8 ст.171 НК РФ и п.6 ст.172 НК РФ следует, что при отгрузке товаров на экспорт НДС с авансов подлежит вычету. Однако в декларации за тот же период отражается стоимость товаров, отгруженных на экспорт (п.6 ст.172 и п.9 ст.167 НК РФ).
      Схема IV. Если комплект документов, подтверждающих право на применение нулевой налоговой ставки, собран в периоде отгрузки, то налогоплательщик должен:       Схема V. Если комплект документов не собран в периоде отгрузки, но собран до истечения 180 дней, то налогоплательщику следует:       Схема VI. Если комплект документов не собран в периоде отгрузки, а собран по истечении 180 дней, налогоплательщику следует:       Таким образом, в периоде, когда будет собран полный комплект документов, подается отдельная налоговая декларация по ставке 0%, в которой в разделе I отражаются стоимость отгруженных товаров, нулевая ставка и нулевая сумма налога. Одновременно подается заявление о внесении изменений в ранее поданную налоговую декларацию за период, в котором наступил 181-ый день. Из нее исключаются сведения о реализации и начисленном НДС с аванса.
      В соответствии с пп.1 п.1 ст.162 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговую базу по НДС не включаются авансовые или иные платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров на экспорт (облагаемых по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с пп.1 п.1 ст.164 НК РФ), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации).
      Подпунктом 1 пункта 1 статьи 162 НК РФ, Правительство РФ постановлением от 21.08.2001 N 602 утвердило порядок определения налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость по авансовым или иным платежам, полученным организациями - экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев (действие настоящего порядка распространяется на российские юридические лица, получившие авансовые или иные платежи после 1 января 2001 года в счет предстоящих поставок на экспорт товаров), и перечень товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев.
      Если аванс получен в иностранной валюте, то для целей исчисления НДС его сумма должна быть пересчитана в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, действовавшему на день зачисления денежных средств.

Пример 2

      В счет экспорта налогоплательщиком в апреле 2001 г. получен аванс в размере $1000(курс на дату получения 29 руб. за $1). Остальные данные из примера 1.
      В апреле 2001 г. в декларации по ставке 0% в разделе II налогоплательщик начислит НДС с полученного аванса 1000*29*16,67/100=4834,30.
      В октябре 2001г., по истечении 180 дней, в декларации по ставке 0% в разделе II НДС с полученного аванса будет принят к зачету.
      В ноябре 2001г., после получения последнего из недостающих документов, налогоплательщик подаст уточненную декларацию за период, на который пришелся 181-ый день, и исключит из нее (из раздела II) помимо сведений о реализации, зачета НДС, уплаченного поставщикам, также сведения о вычете НДС с полученного аванса, а в отдельной налоговой декларации по ставке 0% снова примет к вычету НДС с полученного аванса (в разделе I).

Подтверждение фактического вывоза

      В целях применения статьи 162: Право на применение ставки налога в размере 0% по экспортируемым товарам (работам, услугам) и, соответственно, право относить "входной" НДС на налоговые вычеты возникает у налогоплательщика в случае фактического пересечения этими товарами (результатами выполненных работ, оказанными услугами) границы Российской Федерации.
      Согласно Письму ГТК РФ от 04.05.01 г. № 01-06/17378 "О подтверждении вывоза товаров" для подтверждения фактического вывоза осуществляется проставление соответствующих отметок на копиях ГТД, а также на дополнительно предоставляемых указанными лицами копиях транспортных, товаросопроводительных или иных документов, на основании которых товары вывозились с таможенной территории Российской Федерации.
      В соответствии с Типовыми правилами таможенного оформления и таможенного контроля, утвержденными Приказом ГТК России от 16.05.2001 N442, заключительным этапом основного таможенного оформления товаров и транспортных средств является таможенный досмотр и выпуск. Пунктом 11 указанных Типовых правил предусмотрено, что на этапе досмотра и выпуска проводится завершение таможенного оформления путем принятия решения о выпуске товаров и транспортных средств либо о невозможности их выпуска. Решение о выпуске принимает начальник таможенного поста (отдела таможенного оформления и таможенного контроля) либо сотрудник, им уполномоченный. Решение подтверждается путем проставления штампа "Выпуск разрешен" на таможенной декларации, а также на транспортном документе с указанием в его правом верхнем углу номера таможенной декларации. Штамп и номер заверяют оттиском личной номерной печати. Учитывая вышеизложенное, моментом начала отсчета срока в 180 дней, предусмотренного ст.165 НК РФ, следует рассматривать дату проставления на грузовой таможенной декларации штампа "Выпуск разрешен".

Экспорт в страны СНГ. Торговля со странами - участницами СНГ: принцип "страны назначения" в действии

      1 июля 2001 г. РФ в торговле с хозяйствующими субъектами всех государств - участников СНГ, за исключением Республики Беларусь, перешла на новый принцип взимания налога на добавленную стоимость и акцизов - принцип "страны назначения".
      Его суть в том, что подлежащие налогообложению товары и услуги облагаются косвенными налогами при ввозе на таможенную территорию страны назначения. При этом вывоз товаров и услуг дает экспортеру право предъявить суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления производственной деятельности или перепродажи, к вычету (возмещению) в порядке, установленном внутринациональным законодательством.
      Переход к единому принципу взимания НДС и акцизов вызван подписанием в Москве Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999, в котором были установлены основные принципы проведения между его участниками согласованной налоговой политики в целях устранения препятствий для свободного движения товаров и услуг, а также унификации внутринационального законодательства в той мере, в какой это необходимо для надлежащего и эффективного функционирования зоны свободной торговли между государствами - участниками СНГ.
      ФЗ от 22.05.2001 N 55-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" данный Договор был ратифицирован, в связи с чем РФ в торговых отношениях с государствами - участниками Договора с 1 июля 2001 г. (если иной срок не предусмотрен двусторонними международными договорами) перешла на взимание НДС и акцизов по экспортируемым / импортируемым товарам и услугам в стране назначения, за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа.
      Необходимо отметить, что с Республиками Армения и Кыргызстан Россия перешла на новый принцип взимания косвенных налогов еще с 1 января 2001 г., а с Азербайджанской Республикой - с 1 апреля 2001 г.
      Еще одно исключение сделано для Республики Беларусь, при торговле с хозяйствующими субъектами которой по-прежнему будет применяться принцип "страны происхождения" товара.
      Таким образом, все российские хозяйствующие субъекты, заключающие торговые контракты и договоры на оказание услуг с субъектами государств - участников СНГ (за исключением Республики Беларусь), с 1 июля 2001 г. при исчислении и уплате косвенных налогов становятся по отношению друг к другу экспортерами и импортерами подобно отношениям с субъектами стран дальнего зарубежья.

НДС при импорте

      Под импортом понимается ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности (Закона РФ от 13.10.1995 N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").
      Порядок исчисления и уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РФ, особенности и исключения в налогообложении при перемещении товаров через таможенную границу РФ регулируются соответствующими статьями НК РФ, Инструкцией "О порядке применения таможенными органами РФ налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ", утв. ГТК России от 07.02.2001 N 131, а также Методическими рекомендациями "О порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ", утв. Письмом ГТК России от 19.02.2000 N 01-06/36951.
      Объектом налогообложения НДС является ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов применяется в отношении:       Коды указанных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством РФ.
      Перечни товаров, в отношении которых применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, с указанием кодов товаров в соответствии с ТН ВЭД России доводятся до таможенных органов РФ отдельными нормативными документами ГТК России.
      В отношении иных товаров применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов.
      Налоговая база для исчисления налога на добавленную стоимость при ввозе товаров (за исключением товаров, указанных в пункте 6 настоящей Инструкции) на таможенную территорию РФ определяется как сумма:       При освобождении от уплаты таможенных пошлин или акцизов в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов не включаются.
      В случае освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость, для целей учета в налоговую базу для исчисления включаются условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов.
      При ввозе на таможенную территорию РФ товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки.
      Налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию РФ.
      Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию РФ товаров присутствуют как подакцизные товары (подакцизное минеральное сырье), так и неподакцизные товары и минеральное сырье, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. Налоговая база определяется в аналогичном порядке в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию РФ товаров присутствуют товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ для переработки вне таможенной территории РФ.
      Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по следующей формуле:
      Сндс = (Ст + Пс + Ac) x H, где
      Сндс - сумма налога на добавленную стоимость;
      Ст - таможенная стоимость ввозимого товара;
      Пс - сумма ввозной таможенной пошлины;
      Ac - сумма акциза;
      Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.
      Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и не облагаемых акцизами, исчисляется по формуле:
      Сндс = (Ст + Пс) х Н, где
      Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по формуле:
      Сндс = Ст х Н, где
      Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами, но подлежащих обложению акцизами, исчисляется по формуле:
      Сндс = (Ст + Ас) х Н, где
      Общая сумма налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, исчисленной в соответствии с пунктами 5 - 11 настоящей Инструкции.
      Если в соответствии с пунктом 7 настоящей Инструкции налоговая база определяется отдельно по каждой группе ввозимых товаров, по каждой из указанных налоговых баз сумма налога на добавленную стоимость исчисляется отдельно в соответствии с порядком, установленным абзацем первым настоящего пункта. При этом общая сумма налога на добавленную стоимость исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов на добавленную стоимость, исчисленных отдельно по каждой из таких налоговых баз.
      Приказом ГТК от 07.02.2001 г. №131 определен перечень товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, не подлежащих налогообложению, а также определены особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ.
      При ввозе товаров на территорию РФ налог на добавленную стоимость уплачивается до или одновременно с принятием таможенной декларации.
      Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный Таможенным кодексом РФ, то сроки уплаты налога на добавленную стоимость исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации. НДС уплачивается таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров.
      В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, налог на добавленную стоимость уплачивается государственному предприятию связи, которое перечисляет уплаченные суммы налога на добавленную стоимость на счета таможенных органов РФ.
      По письменному разрешению ГТК России НДС может уплачиваться на счета Государственного таможенного комитета РФ. По желанию плательщика, НДС может уплачиваться как в валюте РФ, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются ЦБ РФ.
      Согласно п.2 ст.171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
  1. товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6 статьи 170 НК РФ
  2. товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.