Как уберечь себя и свою компанию от манипуляций
 

Все КНИГИ
Все СТАТЬИ

Земельный налог для юридических лиц

Автор: Титаева А.В.

      Плата за пользование землей была введена Федеральной Целевой программой "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 г.г." утвержденной Постановлением правительства РФ № 694 от 26 июня 1999 г.
      Плательщиками земельного налога являются организации, имеющие в собственности или использующие земельные участки, а также строения, здания, сооружения, помещения в них, т.е. те, кто имеет документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком на территории России.
      Ввиду того, что налог на землю отнесен к местным налогам, организации, применяющие согласно Федеральному закону № 222-ФЗ от 29 декабря 1995 г. "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенную систему налогообложения не являются плательщиками земельного налога, поскольку указанным Законом предусмотрена замена уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
      Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности, а устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год; объемы помещений используются в расчетах в случае, когда высота помещений в одном и том же здании, сооружении различается более чем на 10 процентов.
      Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. Например, для г. Москвы в 1999 году применялись ставки земельного налога с коэффициентом 2 действовавших в 1998 году ставок земельного налога, установленных статьей 1 Закона города Москвы "О ставках земельного налога" (для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества). В 2000 году использовались ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году с коэффициентом 1,2 (для всех категорий земель). Статьей 12 Федерального Закона "О Федеральном бюджете на 2001 год" принято установить, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются и в 2001 году для всех категорий земель.
      Размер земельного налога зависит от расположения земельного участка. Так, в Законе г. Москвы № 1 от 21.01.98 "О ставках земельного налога" даны описания границ территориально-экономических зон города Москвы.
Территориально-экономические зоны Ставки земельного налога, рублей/га Территориально-экономические зоны Ставки земельного налога, рублей/га
1
2
3
4
.....
300277
176634
172218
167800
.....
36
37
38
39
.....
15895
10597
10597
10597
.....
      За земельные участки, находящиеся в раздельном пользовании нескольких юридических лиц, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
      За земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.
      Если землепользование плательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога определяется суммированием налога по этим земельным участкам.
      Статьи 12-14 Закона РФ № 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю" с учетом изменений и дополнений устанавливают льготы по земельному налогу.
      Закон г. Москвы № 32 от 11.10.2000 "О льготах по земельному налогу" определяет перечень льгот по земельному налогу, предоставляемых предприятиям и организациям, расположенным на территории города Москвы.
      При определении видов организаций и учреждений, которые в соответствии с пунктами 4, 10, 14, 15 статьи 12 Закона РСФСР "О плате за землю" полностью освобождаются от уплаты земельного налога, следует руководствоваться Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" 1 75 018, утвержденным Госкомстатом ССР, Госпланом ССР, Госстандартом ССР 01.01.76 г. с учетом изменений.
      Статьей 13 указанного Закона органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации. Но следует иметь ввиду, что Минфин России в своем письме № 04-05-10/19 от 13.07.00 г. "О компетенции органов законодательной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в предоставлении льгот по земельному налогу" разъясняет, что законодательным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать, изменять или отменять только законы субъектов Российской Федерации в соответствии с п.5 ст.3 ч. I Налогового кодекса РФ.
      Таким образом, учитывая местный характер земельного налога, с 1 января 1999 г. не должна применяться ст.13 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
      Ст.14 вышеназванного Закона, предоставляющая право органам местного самоуправления устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления, не может применяться, поскольку противоречит п.1 ст.56 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой установление льгот не может носить индивидуальный характер.
      Одновременно с этим, Минфин РФ сообщает, что признание нормативного правового акта не соответствующим Кодексу и не подлежащим применению осуществляется в судебном порядке.
      Организации ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы по месту нахождения облагаемых объектов налоговые декларации причитающихся с них платежей налога в текущем году на бланке установленной формы (Форма сводной налоговой декларации по земельному налогу приведена в Приложении N 1 Инструкции МНС РФ № 56 от 21.02.2000 г. "По применению Закона РФ "О плата за землю"). По вновь отведенным земельным участкам налоговые декларации представляются юридическими лицами в течение месяца с момента их предоставления (с момента получения документа, удостоверяющего право собственности земельным участком). Земельный налог с юридических лиц исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков.
      Если объекты обложения юридических лиц расположены на территории, обслуживаемой одним и тем же налоговым органом, допускается представление одной сводной налоговой декларации по всем объектам, но с приложением к ней таблиц (Приложение N 1, таблицы формы NN 1 - 4 Инструкции МНС РФ № 56 от 21.02.2000 г. "По применению Закона РФ "О плате за землю") с указанием площадей, ставок и сумм налога, исчисленных по каждому земельному участку, зданию, сооружению и т.д., так как они могут подлежать налогообложению по разным ставкам в связи с нахождением их в различных зонах градостроительной ценности территории городов, поселков и курортных районов.
      Юридические лица уплачивают земельный налог равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.
      Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
      В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налоге дня уплаты налога (ст. 75 НК Рф). Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
      Сумма излишне уплаченного земельного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Налогоплательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года. Налоговые органы ведут в установленном порядке учет плательщиков земельного налога, контролируют правильность исчисления и своевременность его уплаты. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается также не более чем за три предшествующих года.
      В письме МНС России № ВТ-6-04/351 от 27.04.2001 г. содержатся Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с исчислением и уплатой земельного налога. Настоящие Разъяснения разработаны в целях обеспечения единого методологического подхода к решению наиболее часто повторяющихся в практике работы налоговых органов проблемных вопросов и устранения неправомерных и противоречивых (в том числе по разным регионам) толкований норм действующего законодательства о налогах и сборах.
      Согласно п.5 ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 г. № 2118-1 с учетом изменений и дополнений "Об основах налоговой системы в РФ", а также пп. "э" п.2 "Положения о составе затрат…", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. № 552 земельный налог относится на себестоимость продукции (работ, услуг).

Пример

      Предприятие А купило помещение в здании, расположенном на улице Старая Басманная и получило свидетельство о собственности в мае 2001 года. Для расчета доли площади земельного участка, приходящегося на данное помещение, необходимы данные из технического паспорта (который можно получить в БТИ): общая площадь здания, площадь застройки, площадь помещения. Предприятие А имеет помещение площадью 220 кв.м., находящееся в здании с общей площадью 10700 кв.м. и площадью застройки 2800 кв.м. Исходя из того, что площадь оплачиваемой доли земельного участка находится как произведение площади помещения и частного от удвоенной площади застройки к общей площади здания:
Sопл = 2 * Sзастройки * Sпомещения

Sздания
находим, что площадь оплачиваемой доли земельного участка равна 115,14 кв.м. Переводя в гектары (посредством деления на 10000) получаем 0,012 га.
      Улица Старая Басманная относится к зоне № 4 "Таганка". Для 4-ой зоны ставка земельного налога в 1998 году составляла 167800 р/га. Рассчитывая земельный налог за весь 2001 год, получаем
      167800*2*1.2*0.012=4833 руб.

      Т.к. свидетельство о собственности получено в мае, исчисление земельного налога следует производить с июня 2001 года. Таким образом, земельный налог на 2001 год для предприятия А составил
4833 * 365 - 151 = 2834 рубля

365


      У знакомых похожая ситуация? Немедленно предупредите! >>  



Рейтинг@Mail.ru