Как уберечь себя и свою компанию от манипуляций
 

Все КНИГИ
Все СТАТЬИ

Что надо знать, чтобы не платить штрафы при камеральной проверке

Автор: Титаева А.В., 20 апреля 2005г.

      В последнее время налоговые органы уделяют больше внимания проведению камеральных, а не выездных налоговых проверок. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиками. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами. При этом какого-либо специального разрешения руководителя налогового органа не требуется. Камеральная проверка, по сути, начинается со дня представления налоговой декларации и должна завершиться до истечения трехмесячного срока со дня предоставления декларации. Как правило, организации узнают о проведении камеральной проверки в момент получения либо требования о предоставлении документов либо решения об уплате недоимки и пени или решения о привлечении к налоговой ответственности (взыскании штрафных санкций по статье 126 или по статье 122 НК РФ).
      При получении подобного документа организации в первую очередь нужно обратить внимание на соблюдение должностным лицом налогового органа сроков проведения камеральной проверки. Зачастую налоговые органы нарушают этот срок.
      Несоблюдение налоговыми органами сроков проведения камеральной проверки в основном происходит по причине отсутствия в Налоговом Кодексе последствий этого нарушения. Неурегулированность в Налоговом Кодексе этого вопроса вызывает массу споров с налоговыми органами относительно признания результатов камеральной проверки, проведенной с опозданием, особенно в отношении взыскания выявленных недоимок, пеней, начисленных штрафов. Президиум ВАС РФ в пункте 9 Информационного письма от 17.03.2003 № 71 указал, что проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного статьей 88 НК РФ, само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного с соблюдением срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 Кодекса.
      Таким образом, организации следует различать следующие важные моменты.
  1. В случае выявления в налоговой декларации ошибок, ставших причиной недоимки и несвоевременной уплаты налога, факт несоблюдения налоговым органом сроков камеральной проверки не может освободить организацию от погашения задолженности и пени.
  2. Нарушение сроков проведения камеральной проверки может освободить организацию от штрафов, начисленных налоговым органом по результатам проведения камеральной проверки. Если решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности не удастся обжаловать в вышестоящей организации, то организации целесообразно не торопиться с погашением штрафа в добровольном порядке. Штраф налоговые органы могут взыскать только через суд не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (п.1 статьи 115 НК РФ).
      Если налоговые органы все-таки подадут иск в суд, то нужно помнить, что бремя доказывания совершенного нарушения лежит именно на налоговом органе (ст.65 АПК РФ). При этом ст.64 АПК РФ запрещает использовать в суде доказательства, добытые с нарушением федерального закона. А Налоговый кодекс как раз и запретил проводить камеральные проверки по истечении трех месяцев со дня подачи декларации. Соответственно, все доказательства, полученные по истечении установленных сроков, будут незаконными и они должны быть отклонены судом.
      В том случае, если сроки проведения камеральной проверки налоговым органом не нарушены, следует со всей тщательностью проанализировать соблюдение процедуры оформления результатов камеральной проверки.
      Оформление камеральной налоговой проверки напрямую зависит от ее результатов. Как правило, если в поданной декларации ошибок или противоречий нет, то проверяющий ее инспектор просто подписывает декларацию и указывает дату проверки на ее титульном листе.
      В случае же обнаружения налоговым органом каких-либо ошибок и противоречий инспектор обязан зафиксировать их и о выявленных ошибках и противоречиях сообщить налогоплательщику. Причем налогоплательщику положено не только сообщить об обнаруженных ошибках, но и направить требование о внесении в отчетность необходимых исправлений в установленный налоговым органом срок (абз.3 ст.88 НК РФ).
      Хотя составление акта по результатам камеральной проверки НК РФ прямо не предусматривает, тем не менее, ряд статей Налогового кодекса (например, пп.7 и 9 п.1 ст.21 и пп.7 п.1 ст.32) свидетельствует о том, что налоговая инспекция обязана направить налогоплательщику копию акта налоговой проверки. При этом не конкретизируется, по результатам какой именно проверки у налоговиков возникает такая обязанность. Проверка, согласно Налоговому кодексу, может быть как выездная, так и камеральная (ст.87 НК РФ). Поэтому, на наш взгляд, составление акта является обязательным и при проведении камеральной проверки, причем независимо от ее результатов.
      Заметим, что в пункте 37 Постановления от 28.02.2001 № 5 Высший Арбитражный Суд РФ указал, что акт по камеральной проверке составлять не нужно, потому что Налоговый кодекс об этом умалчивает.
      Однако большинство арбитражных судов придерживаются другой позиции. По их мнению, оформлять результаты камеральной проверки налоговики должны так же, как и результаты выездной. Иначе нарушаются права налогоплательщиков.
      Составить акт по результатам проведения камеральной проверки налоговый орган может в произвольной форме, так как правила ст.100 НК РФ, устанавливающие требования к акту выездной налоговой проверки, в данном случае не применяются.
      Если же в результате камеральной проверки налоговый орган выносит решение о взыскании штрафа, то следует принимать во внимание статью 101 НК РФ, которая устанавливает порядок привлечения налогоплательщика к ответственности.
      В данном случае о результатах налоговой проверки обязательно уведомляется налогоплательщик, который имеет право представить свои возражения или объяснения по акту камеральной проверки.
      Затем материалы камеральной проверки должен рассмотреть руководитель налогового органа или его заместитель. Причем если налогоплательщик предоставлял свои возражения по акту, то материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика или её представителей. Это значит, что налоговый орган обязан заблаговременно известить налогоплательщика о времени и месте такого рассмотрения.
      И лишь по результатам рассмотрения дела налоговая инспекция может вынести решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. Причем такое решение должно быть оформлено в полном соответствии с требованиями ст.101 НК РФ. По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки руководитель (его заместитель) налогового органа выносит решение, которое оформляется в виде постановления о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с нормами НК РФ. В постановлении излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения со ссылками на документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту (при их наличии), и результаты проверки этих доводов, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность налогоплательщика. Копия такого решения вручается налогоплательщику (его представителю) под расписку либо передается другим способом, свидетельствующим о дате ее получения (например, почтой с уведомлением о вручении).
      Но самое главное: в этом случае действует правило о том, что несоблюдение налоговым органом такого порядка может стать основанием для отмены судом решения о привлечении к ответственности (п.6 ст.101 НК РФ).
      Таким образом, если организация получила решение об уплате штрафа, но при этом налоговые органы не потрудились составить акт проверки и ознакомить вас с ним, не выслушали ваших возражений либо допустили иные нарушения установленной статьей 101 НК РФ процедуры, не нужно спешить платить штраф. Пусть инспекторы сами обращаются в суд.
      Основанием для отказа в уплате штрафных санкций является нарушение порядка привлечения к налоговой ответственности.
      Подтверждением высказанной позиции служат следующие нормы Налогового Кодекса: пп.7 и 9 п.1 ст.21 и пп.7 п.1 ст.32, ст. 100 и 101.Скорее всего суд вас поддержит. В качестве примеров рассмотрения дел в пользу налогоплательщиков можно привести Постановление ФАС РФ Западно-Сибирского округа от 9 ноября 2004 г. № Ф04-7933/2004(6061-А46-7); Постановление ФАС РФ Уральского округа от 13 октября 2004 г. № Ф09-4220/04-АК, а также Постановление ФАС РФ Северо-Западного округа от 16 сентября 2004 г. № А42-1266/04-31.
      Обращаем внимание, что несоблюдение налоговым органом процедуры оформления результатов камеральной проверки и процедуры производства по делу о налоговом правонарушении может освободить организацию от ответственности по уплате штрафных санкций, но не освобождает от погашения недоимки и пеней.