Как уберечь себя и свою компанию от манипуляций
 

Все КНИГИ
Все СТАТЬИ

Анализ деловой активности как метод оценки финансовой устойчивости предприятия

Автор: Титаева А.В., 7 декабря 2009г.
Автор книги Анализ деловой активности предприятия

      Финансовый анализ интересует многих: собственников и руководство компании, инвесторов, кредиторов, налоговые органы, органы статистики. Кредиторов интересует платежеспособность компании, величина имущества для залога. Налоговые органы также как и кредиторы выясняют платежеспособность компании, только на предмет выплаты налогов, пытаются на базе коэффициентов финансового анализа выявить схемы по уклонению от уплаты налогов. Собственники компании уделяют внимание величине выручки, доле затрат в объеме выручки, прибыли, показателям рентабельности. Финансовый анализ для собственников и инвесторов направлен на оценку возможности получить доход на вложения, на возврат своих вложений с процентами.

      Можно сказать, что собственники и инвесторы оценивают компанию особым образом. Они строят свои выводы не только, руководствуясь финансовыми показателями, они оценивают само управление компанией, работу руководящего состава компании - для оценки работы управленцев в практику анализа вошел анализ деловой активности.

      В моей практике был случай, когда собственники компании обращались к одному аналитику, выбранному по рекомендации и имевшему обширный опыт в проведении анализа. Решение о наблюдении за показателями компании с помощью финансового анализа было принято для того, чтобы поддерживать норму прибыли, заранее выявлять негативные факторы, оперативно в течение года исправлять возникающие ухудшения. Надо отдать должное аналитику - в процессе анализа было выявлено, что компания несет расходы, которые не влияют положительно на прибыль. Поскольку компания была еще молодой, то для нее было очень важно тратить деньги не впустую, а с отдачей. В процессе разделения затрат на затраты, влияющие на прибыль, и на затраты, не приводящие к росту прибыли, возник вопрос относительно выплаты премий сотрудникам. Собственники были готовы «благодарить» сотрудников только если их труд был эффективным. В первую очередь потребовалось оценить работу управленцев. Аналитик справедливо предложил оценивать через деловую активность компании. В итоге от оценки работы управленцев аналитиком зависела выплата премий управляющему составу. Управленцы получали премии только если оценка деловой активности была либо высокой либо умеренно высокой. Вскоре выяснилось, что собственники компании, не разбирались в том как аналитик присваивает оценки: после оценки премия либо выплачивалась либо нет. Через какое-то время в компании возникла небольшая коалиция управленцев, которые оказывали влияние на аналитика и на его оценки в своих целях - получение премии. Затем это вылилось в то, что объединение управленцев вместе с аналитиком изжили неугодных лиц из руководящего состава. Произошло это очень просто - аналитик присваивал хорошие оценки управленцам из коалиции, которые сумели его заинтересовать, и плохие неугодным им. В итоге неугодные управленцы ушли из компании. Их уход ознаменовался стабильным снижением прибыли. Тенденцию снижения прибыли было скрыть невозможно. С большим опозданием собственники поняли, что их оплошность была в слепом доверии выводам аналитика, они даже не пытались его проверить.

      Опыт этой компании представляет убедительный пример того, что собственникам компании необходимы инструменты проверки работы своих подчиненных. Однако прежде чем доверять таким инструментам их нужно уметь проверять. А для этого «механизм действия» инструмента должен быть понятен самим собственникам.

      Собственники компании заинтересованы в том, чтобы иметь инструмент, позволяющий оценивать работу управленцев. Таким инструментом является анализ деловой активности. Главное в принципе осознать, что стоит за понятием деловой активности, каким образом ее можно оценить, что для этого нужно делать.

      В оценке управленцев не меньше заинтересованы инвесторы.

      Профессиональные инвесторы, у которых за плечами большой опыт вложений денежных средств в различные бизнес-проекты, в состоянии оценить успешность вложений по бизнес-плану. Они не только анализируют представленные в бизнес-плане данные, они оценивают реальность этих данных, руководствуясь своим личным опытом удачных и неудачных инвестиций. Благодаря своим знаниям и выработанному «чутью» они могут спрогнозировать как будет развиваться компания и каких результатов она достигнет, если получит инвестиции.

      Конечно, одного «чутья» недостаточно, деньги требуют счет, на выручку приходят финансовые показатели по оценке инвестиций. С практикой инвестирования развивалась и практика оценки инвестиций. В 20-х годах ХХ века появилась модель Дюпона, благодаря которой можно было оценить влияния на показатель рентабельности инвестиций (ROI) ряда отдельных показателей: рентабельности продаж, оборачиваемости активов, соотношения заемных и собственных средств.

      В 70-ые годы ХХ века начинают применяться показатель чистой прибыли на одну акцию (EPS), коэффициент соотношения цены акции и чистой прибыли (P/E).

      В 80-ые годы ХХ века получают распространение коэффициент соотношения рыночной и балансовой стоимости акций (M/B), рентабельность акционерного капитала (ROE), рентабельность чистых активов (RONA), появляется понятие денежного потока (Cash Flow) и способы его оценки.

      В 90-ые годы ХХ века начинают использоваться такие показатели как экономическая добавленная стоимость (EVA), прибыль до выплаты процентов, налогов и дивидендов (EBITDA), рыночная добавленная стоимость (MVA), показатель совокупной акционерной доходности (TSR), денежный поток отдачи на инвестиционный капитал (CFROI), сбалансированная система показателей (BSC).

      Однако, если все выбранные для оценки инвестиции показатели устраивают инвестора, это вовсе не означает, что решение принято. Оценки подлежит человеческий фактор.

      Бизнес-проект будут воплощать в жизнь люди - сотрудники компании. Компания обладает не только имуществом, но и человеческим ресурсом, который полноправно представляет собой человеческий капитал. Человеческий капитал - это совокупность природных способностей, дарований, творческого потенциала, психологической устойчивости, здоровья, приобретенных знаний, накопленного опыта, - которой обладают, в первую очередь, управленцы компании.

      От своевременных и эффективных решений управленцев компании, от оперативности исполнения этих решений будет зависеть сможет ли компания не только начать бизнес-проект, но и завоевать рынок. Поэтому инвестору нужно оценить, насколько эффективна команда управленцев компании, насколько они способны удовлетворить его ожидания от вложений.

      Принимая решения вложить денежные средства в компанию инвестор, по сути, вкладывается в людей, которые стоят за компанией, ее имуществом, товарным ассортиментом. Управленцы компании - это фундамент компании. Управленцы компании обеспечивают экономический рост компании, обеспечивают конкурентные преимущества компании. От их работы полностью зависит доходность инвестора. Оценивая бизнес-проект инвестору приходится проявлять виртуозность для того, чтобы оценить команду управленцев. У профессиональных инвесторов свои критерии оценки людей, зачастую неподдающиеся формализации. Если подходить к оценке эффективности работы управленцев с точки зрения формального подхода, то можно использовать анализ деловой активности компании. Анализ деловой активности позволит понять, как работали управленцы ранее и на базе этих знаний принять окончательное решение.