Как уберечь себя и свою компанию от манипуляций
 

Все КНИГИ
Все СТАТЬИ

Иностранец работает в российской компании - исчисление налогов и взносов

Автор: Титаева А.В., 30 мая 2013г.

      Данная статья написана в помощь сотрудникам бухгалтерии для учета особенностей налогообложения и уплаты страховых взносов с заработной платы иностранных работников.

      Из Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» следует, что все иностранные работники в первую очередь подразделяются на две категории: высококвалифицированные специалисты и все остальные.

      Согласно статье 13.2 Закона № 155-ФЗ высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий:

      Организации, желающей привлечь на работу иностранного работника из категории высококвалифицированного специалиста очень важно собрать подтверждения его высокой квалификации, которыми могут быть:

      Все эти сведения заполняются в ходатайстве о привлечении высококвалифицированного специалиста, которое необходимо подать в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции.

      Высококвалифицированные специалисты, то есть те, кто имеет разрешение на работу в качестве высококвалифицированного специалиста, имеют льготу по НДФЛ (НДФЛ удерживается из расчета ставки 13% независимо от времени пребывания иностранца в РФ, п.3 ст. 224 НК РФ), также организации уплачивают меньше страховых взносов с заработной платы таких работников.

      В данной статье уделяется внимание особенностям налогообложения и уплате страховых взносов по заработной плате иностранных работников, не попадающих в категорию «высококвалифицированных специалистов».

Статус иностранца

      Независимо от категории иностранного работника определение статуса в зависимости от права нахождения на территории Российской Федерации для всех иностранцев одинаково.

      Согласно статье 2 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранцы различаются в зависимости от права пребывания на территории РФ.

      Иностранец, прибывший в РФ на основании визы или в порядке, не требующем ее получения, является временно пребывающим (такой иностранец предоставляет работодателю миграционную карту, за исключением граждан Республики Беларусь, которым согласно Соглашению от 24.01.2006 между Российской Федерацией и Республикой Беларусь предоставляются равные права с гражданами РФ, гражданам Белоруссии достаточно предоставить работодателю паспорт Республики Беларусь).

      Иностранец, получивший разрешение на временное проживание, то есть имеющий разрешение на временное проживание в Российской Федерации (оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность), имеет статус временно проживающего иностранного гражданина.

      Если же иностранец получил вид на жительство (документ, подтверждающий право на постоянное проживание и на свободный въезд и выезд из РФ), то он признается постоянно проживающим.

Страховые взносы с заработной платы иностранного работника в зависимости от статуса иностранца

Если на работу принят временно пребывающий иностранец

      В системе обязательного пенсионного страхования временно пребывающие иностранные граждане признаются застрахованными лицами только в том случае, если с ними заключен трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев (п.1 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

      Если сначала с временно пребывающим иностранцем был заключен трудовой договор на 3 месяца, а потом пролонгирован (так что общий срок трудовых отношений становится не менее 6 месяцев), застрахованным лицом работник-иностранец станет в момент пролонгации трудового договора с ним.

      Если работник, являющийся временно пребывающим иностранным гражданином, признается застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования, то организации нужно оформить страховое свидетельство, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета (п.1 ст.7 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

      В системе обязательного медицинского страхования, а также в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством временно пребывающие иностранные граждане не признаются застрахованными лицами (подп.15 п.1 ст.9 Федерального Закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г., ст.10 Федерального Закона № 326-ФЗ от 29.11.2010, ст.2 Федерального Закона № 255-ФЗ от 29.12.2006 г).

      Таким образом, с заработной платы временно пребывающих иностранных граждан страховые взносы уплачиваются только в ПФР, ни в ФОМС, ни в ФСС не уплачиваются.

      Страховые взносы в ПФР уплачиваются независимо от года рождения иностранца по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии (ч.2 ст.22.1 Закона № 167-ФЗ).

      Однако, по взносам на случай травматизма ситуация иная. На выплаты временно пребывающим иностранным работникам нужно начислять страховые взносы по страхованию от несчастных случаев (п.2 ст.5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

      Если временно пребывающий работник заболел, то поскольку он не является застрахованным лицом, медицинская организация не оформит листок временной нетрудоспособности (если только заболевание не связано с травматизмом на работе). Но отсутствие на рабочем месте по причине болезни работник должен подтвердить, таким подтверждением может быть справка медицинского учреждения о нетрудоспособности.

      ФСС Письмом от 02.04.2010 № 02-03-16/08-526П пояснил, что если работодатель желает выплатить временно пребывающему работнику пособие по временной нетрудоспособности, то сделать это можно только за счет собственных средств.

Если на работу принят временно проживающий иностранец

      Временно проживающие иностранные граждане, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами по:

      Страховые взносы в ПФР с зарплаты временно проживающих иностранных граждан уплачиваются аналогично порядку, установленному для временно пребывающих иностранных граждан, то есть независимо от года рождения иностранца по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии (ч.2 ст.22.1 Закона № 167-ФЗ).

      Поскольку временно проживающие иностранные граждане, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования, то им полагается оплата пособия по временной нетрудоспособности.

      Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо согласно статье 13 Федерального Закона № 255-ФЗ представляет:

      В пунктах 1, 4 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н, указано, что листок нетрудоспособности выдается только застрахованным лицам, в частности, временно проживающим на территории России иностранным гражданам. Выдача листков нетрудоспособности осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Таким образом, выдавая листок нетрудоспособности, медицинские работники обязаны проверить паспорт иностранного гражданина и отметку в нем.

      Работодателю целесообразно снять копию с паспорта иностранного гражданина с отметкой о разрешении на временное проживание и приложить ее к расчету пособия по временной нетрудоспособности.

      В соответствии со статьей 14 Федерального Закона № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности.

      Расчет пособия по временной нетрудоспособности осуществляется на основании данных из справки, представляемой предыдущим работодателем (пункт 2 статьи 4.1 Закона № 255-ФЗ).

      Как указывается в п.2.1 статьи 15 Федерального Закона № 255-ФЗ, в случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособием по временной нетрудоспособности справки (справок) о сумме заработка, необходимой для начисления пособия, соответствующее пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя сведений и документов.

      То есть, если сотрудник не представил справки с предыдущих мест работы на территории России за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, то для целей исчисления пособия по временной нетрудоспособности, организация вправе считать, что сотрудник заработка не имел.

      Если сотрудник в дальнейшем представит соответствующие справки, то организации следует осуществить перерасчет назначенного пособия (пункт 2.1 статьи 15 Федерального Закона № 255-ФЗ).

      Согласно статье 14 Федерального Закона № 255-ФЗ, в случае, если застрахованное лицо в течение двух календарных лет, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, не имело заработка, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

      Федеральным законом № 232-ФЗ от 03.12.2012 минимальный размер оплаты труда с 1 января 2013 года установлен в сумме 5'205 рублей в месяц.

      Кроме того, согласно статье 7 Федерального закона № 255-ФЗ размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа.

      Стаж работы на территории иностранного государства засчитывается в стаж для исчисления пособий, если между Россией и другим государством есть международный договор о взаимном признании стажа и подтверждающих его документов (пункт 6 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития № 91 от 06.02.2007 г).

      Например, в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины «О трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами своих государств» период работы на территории Украины засчитывается в страховой стаж при исчислении пособий по временной нетрудоспособности на территории России. Этот период засчитывается на основании трудовой книжки государственного образца Украины, представленной сотрудником - гражданином Украины. Трудовая книжка государственного образца Украины признается в России без легализации.

      Другим примером является статья 7 Договора от 25.12.1998 между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан, в которой указано, что договаривающиеся стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан.

Если на работу принят иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории РФ

      Постоянно проживающие иностранные граждане подлежат всем видам обязательного страхования.

      Страховые взносы в ПФР с заработной платы постоянно проживающих иностранцев уплачиваются по тарифу, установленному для граждан Российской Федерации на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в зависимости от года рождения указанных застрахованных лиц (п.1 ст.22.1 Закона № 167-ФЗ).

Исчисление НДФЛ для всех статусов иностранных работников

      В соответствии со ст.7 НК РФ, если международным договором с РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

      При удержании НДФЛ следует принимать во внимание Соглашения (Конвенции) об избежании (устранении) двойного налогообложения, которые заключены Российской Федерацией со многими странами.

      Рассмотрим как действует Соглашение об избежании двойного налогообложения между Правительством РФ и Правительством Украины (Соглашение от 08.02.1995 «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов») касательно удержания НДФЛ с заработной платы работника - гражданина Украины.

      Исходя из норм Соглашения доходы граждан Украины от работы по найму в России по общему правилу облагаются НДФЛ в России (п.1 ст.15 Соглашения от 08.02.1995).

      Однако, если гражданин Украины проработал в РФ в общей сложности менее 183 календарных дней в течение календарного года, то его доходы могут подлежать налогообложению на Украине.

      Для того чтобы организация, заключившая трудовой договор с гражданином Украины на срок менее 183 календарных дней, не удерживала НДФЛ, сотруднику - гражданину Украины следует представить в организацию, а также в налоговый орган, где организация-работодатель состоит на налоговом учете, подтверждение своего постоянного местопребывания на территории Украины, выданное налоговыми органами Украины (п.2 ст.232 НК РФ, Письма Минфина России от 3.07.2007 № 03-04-06-01/208, ФНС России от 24.04.2006 № 04-1-03/227).

      Гражданин Украины может предоставить подтверждение как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий (п.2 ст.232 НК РФ).

      Если сотрудник - гражданин Украины не представляет официального подтверждения, то НДФЛ исчисляется и уплачивается в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.

      В статье 207 НК РФ указано, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

      Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

      Пунктом 3 ст.224 НК РФ установлена ставка в размере 30% в отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

      Период временного пребывания на территории Российской Федерации иностранного гражданина определяется с учетом отметок пропускного контроля в заграничном паспорте такого гражданина.

      Следует учесть, что между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины заключено Соглашение о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16.01.1997, а следовательно, в паспортах пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы.

      В случае отсутствия каких-либо отметок пограничной службы, подтверждающих пересечение вышеуказанными лицами границы Российской Федерации, для целей уточнения налогового статуса таких лиц документами, достаточными для подтверждения фактического нахождения на территории Российской Федерации, могут служить любые документы, удостоверяющие количество дней пребывания в Российской Федерации, например, справка с предыдущего места работы с приложением выписки из табеля учета рабочего времени, квитанции или счета о проживании в гостинице и другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в Российской Федерации (Письма Минфина России от 04.02.2008 № 03-04-07-01/20, совместное Письмо Минфина и ФНС от 23.09.2008 № 3-5-03/529@, Письмо УФНС по г. Москве от 15.08.2012 № 20-14/074684@).

      Между Российской Федерацией и Республикой Казахстан действует Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996 «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал».

      Согласно ст.15 Конвенции вознаграждение, получаемое резидентом Республики Казахстан в связи с работой по найму, осуществляемой в Российской Федерации, облагается налогом только в Республике Казахстан, если получатель находится в Российской Федерации в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней за любые 12 месяцев.

      Если у Российской Федерации не заключено подобное соглашение со страной гражданства иностранного работника, то налогообложение НДФЛ происходит строго в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.

      До тех пор, пока иностранный работник не представит документов, подтверждающих статус налогового резидента России, организация имеет возможность руководствоваться только данными, вытекающими из трудовых отношений с иностранным гражданином.