Как уберечь себя и свою компанию от манипуляций
 

Все КНИГИ
Все СТАТЬИ

Для тех, кто уже задумался, как уберечь доменное имя:

Автор: Титаева А.В., 12 мая 2013г.

      Нередко компании вкладывают значительные средства в разработку сайта, уделяют внимание его дизайну и наполнению. Не все компании воспринимают сайт только как свою визитную карточку. Многие компании связывают свой бизнес именно с раскруткой сайта в сети интернет. При этом к доменному имени вырабатывается отношение как к средству индивидуализации компании, товаров или услуг. Раскрутка сайта в сети интернет влечет за собой дополнительные вложения в сайт. В итоге вложения в продвижение сайта начинают составлять уже весьма существенные суммы.

      Можно оставаться спокойными за вложения в сайт, если название доменного имени сходно с фирменным наименованием компании или с зарегистрированным товарным знаком. Но так бывает далеко не всегда. Представим, что компания раскручивает сайт, однако доменное имя отлично от фирменного наименования компании и товарный знак под доменное имя не зарегистрирован. Вдруг неожиданно появляется кто-то посторонний, владеющий фирменным наименованием либо товарным знаком, сходным с раскрученным сайтом до степени смешения. Именно таким ситуациям и посвящается настоящая статья.

      Как только с доменным именем связывают узнаваемость компании, товаров (работ, услуг), оно сразу же начинает напоминать товарный знак, фирменное наименование или коммерческое обозначение.

      Узнаваемость доменного имени и соотнесение его с конкретной компанией имеет серьезное значение в коммерческом обороте. Поэтому вокруг доменных имен разгораются споры.

      Согласно статье 1225 ГК РФ подлежат охране такие средства индивидуализации компании, товаров (работ, услуг) как:

      К сожалению, доменные имена не подлежат правовой охране, несмотря на то, что, по сути, доменные имена также представляют собой средство индивидуализации компании, товаров (работ, услуг).

      Каждому из охраняемых средств индивидуализации отведено свое предназначение.

      Так фирменное наименование индивидуализирует юридическое лицо (ст. 1473 ГК РФ).

      Товарный знак делает узнаваемыми товары (работы, услуг) (ст. 1477 ГК РФ).

      Коммерческое обозначение используют для указания на конкретное предприятие как на имущественный комплекс (ст. 1538 ГК РФ), то есть символика конкретного предприятия либо группы предприятий (текстовая, изобразительная, комбинированная, особая (звуковая, световая). Коммерческое обозначение может не совпадать с фирменным наименованием.

      Любое из этих средств индивидуализации призвано для того, чтобы дать возможность бизнесменам выделять свою компанию, свои товары или услуги. Каждое из них представляет собой не что иное, как оружие в постоянной борьбе за потребителей, которое начинает действовать только с определенной даты.

      Фирменное наименование закрепляется за конкретной компанией с момента государственной регистрации этой компании.

      Приоритет товарного знака (знака обслуживания) определяется по дате подаче заявки на регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 1494 ГК РФ).

      Коммерческое обозначение не требует государственной регистрации. С одной стороны тот факт, что правовая защита не связана с обязательной регистрацией, является преимуществом коммерческого обозначения, но с другой стороны владельцу коммерческого знака следует позаботиться о доказательствах начала использования коммерческого знака.

      Например, компания представляет собой юридическое лицо с фирменным наименованием «Диетическое питание», имеет производство по изготовлению продуктов питания. Для того чтобы сделать свои продукты узнаваемыми среди потребителей, выделить их среди другого разнообразия продуктов, компания использует коммерческое обозначение «Всё только натуральное и полезное». В данном примере коммерческое обозначение не совпадает с фирменным наименованием. Часто коммерческим обозначением пользуются индивидуальные предприниматели, которые не могут иметь фирменного наименования, а регистрация торгового знака - для них хлопотная и затратная процедура.

      Коммерческое обозначение должно быть связано только с конкретным предприятием (либо группой предприятий), то есть сфера защиты коммерческого обозначения имеет ограниченную территорию и эта территория связана только с территорией охвата деятельности предприятия. По территории защиты коммерческое обозначение проигрывает товарному знаку. Например, охрана товарного знака осуществляется по всей территории России, а владелец товарного знака ведет деятельность только в Москве. Но при этом может в любой момент расширить свою деятельность в пределах РФ. Защита же коммерческого обозначения имеет локальный характер.

      Кроме того, право коммерческого обозначения прекращается с ликвидацией предприятия. Передать коммерческое обозначение отдельно от предприятия нельзя, оно может быть передано только вместе с тем предприятием, которое оно обозначает, то есть по договору продажи предприятия либо в порядке правопреемства (ст. 1539 ГК РФ).

      В этой связи товарный знак, как средство индивидуализации, более предпочтителен тем, что он может быть отделен от компании, а покупателю для того, чтобы владеть товарным знаком не нужно приобретать все предприятие целиком.

      Прежде чем начать использовать коммерческое обозначение нужно закрепить за собой это обозначение. Достигнуть этой цели можно следующими способами: передать документы с коммерческим обозначением на хранение нотариусу с получением свидетельства об этом либо нотариальным удостоверением времени предъявления документов (статья 85, статья 97 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1); депонированием в Российском авторском обществе и получением свидетельства об этом; установлением в судебном порядке факта, имеющего юридическое значение; внесением в реестр коммерческих обозначений (Информационное письмо Роспатента от 30 января 2009 г).

      Любой владелец средства индивидуализации, с которым он связывает деятельность своей компании, продажу своих товаров или услуг, будет защищать свое право на узнаваемость среди потребителей.

      В связи с этим, если владелец доменного имени не владеет фирменным наименованием, торговым знаком либо коммерческим обозначением, сходным с именем сайта, то не исключено, что он может стать ответчиком по иску правообладателя какого-либо из подлежащих охране средств индивидуализации.

      Суд встанет на защиту владельца охраняемого средства индивидуализации независимо от того, было ли доменное имя зарегистрировано значительно раньше по времени возникновения приоритета того или иного средства индивидуализации только потому, что доменные имена не подлежат правовой охране.

      В связи с этим очень необдуманно инвестировать средства в сайт без того, чтобы не закрепить за собой аналогичное имя либо в виде фирменного наименования или торгового знака, либо в виде коммерческого обозначения.

      В противном случае, скажем, владелец товарного знака, может потребовать по суду запрещения администрирования сайта, сходного с его товарным знаком, либо обязать передать ему права администратора сайта, выплатив ему убытки в связи с незаконным использованием его исключительного права - товарного знака. В практике регулярно возникают ситуации, когда регистрируются торговые знаки тождественные с раскрученными и популярными сайтами, а после владельцев сайтов вынуждают выкупить товарный знак под угрозой получения судебного запрета на использование сайта.

      Для признания нарушения прав правообладателю какого либо из охраняемых средств индивидуализации необходимо представить суду доводы того что:

      Сходство с деятельностью, товарами (работами, услуги), в отношении которых правообладатель защищает свое средство индивидуализации определяется следующим образом. Если правообладатель - это владелец компании, защищающий свое право использования фирменного наименования, то защита его исключительного права распространяется на те виды деятельности, которые указаны в уставе его компании.

      Если правообладатель - владелец товарного знака, то защита будет распространяться на те товары (работы, услуги), для которых испрошена регистрация торгового знака (приведены в свидетельстве на товарный знак).

      Наиболее универсальным вариантом является регистрация товарного знака тождественного с доменным именем. Перечень товаров (работ, услуг) испрашиваемых для регистрации товарного знака должен совпадать с ассортиментом, предлагаемым на сайте для продажи.

      Если для закрепления за собой доменного имени исходить из наименее затратного подхода (но напомним, что наиболее надежный способ - регистрация товарного знака), то представляются следующие варианты:

      Однако, не всегда бывает безоблачно и у самих правообладателей средств индивидуализации. Встречаются ситуации, когда:

      Как же быть в таких ситуациях, если владельцы обладают равно одинаковыми охраняемыми правами?

      Ответ содержится в пункте 6 ст. 1252 ГК РФ. Под защиту попадет то средство индивидуализации, которое возникло раньше. То есть среди равно охраняемых средств индивидуализации действует принцип старшинства. Обладатель исключительного права, которое возникло ранее, вправе требовать признания недействительным предоставления правовой охраны другому средству индивидуализации, право на которое возникло позже, в виде полного или частичного запрета на его использование.

      Под частичным запретом в правовой охране средств индивидуализации понимается использование другим правообладателем сходного средства индивидуализации в отношении тех видов деятельности или в отношении тех товаров (работ, услуг), с которыми соотнесены права «старшего» правообладателя.

      Подводя итог можно утверждать, что в любом случае прежде, чем вкладываться в сайт нужно позаботиться о защите доменного имени. Только своевременная защита позволит вести борьбу за своих покупателей. Без защиты своего средства индивидуализации невозможно выиграть в конкурентной войне.