Как уберечь себя и свою компанию от манипуляций
 

Все КНИГИ
Все СТАТЬИ

Товарный знак и коммерческое обозначение

Автор: Титаева А.В., 30 октября 2013г.
Все права сохранены. Разрешается републикация статьи в Интернет при условии получения текста из следующего источника: http://titaeva.ru/archive/articles/text53.zip

      Всем известным, самым универсальным средством индивидуализации, охраняемым законом, является товарный знак (ст. 1225 ГК РФ). Однако, товарные знаки регистрировать дорого и долго, да к тому же они могут выработать свой потенциал даже еще до получения свидетельства о собственности.

      Кроме товарного знака есть и такое средство индивидуализации, как коммерческое обозначение (ст. 1225 ГК РФ).

      То, что понимается под коммерческим обозначением, установлено в статье 1538 ГК РФ. Но, помимо того, что коммерческое обозначение может использоваться юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями для индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий, как такового четкого определения нет. Установлены лишь характеристики коммерческого обозначения (ст. 1538, 1539 ГК РФ):

      Помимо характеристик установлены и ограничения:

      Выполняя условия закона, использовать коммерческое обозначение можно без ограничения сроков.

      Кроме того, коммерческое обозначение не нуждается в регистрации. Но с целью защиты следует продумать доказательства о возникновении исключительного права собственности на него. Такими доказательствами могут быть:

      При возникновении спора в качестве доказательств могут быть представлены:

      Например, в Постановлении Тринадцатого Арбитражного Апелляционного Суда от 3 июля 2012 г. по делу № А56-59866/2011 по спору между правообладателем товарного знака (истцом) и правообладателем коммерческого обозначения (ответчиком), знаки которых были схожи до степени смешения, суд защитил исключительное право правообладателя коммерческого обозначения (ответчика). При этом в качестве доказательства более раннего начала использования коммерческого обозначения ответчиком, по сравнению с началом использования товарного знака истцом, суд принял в качестве доказательств: рекламные буклеты, переписку, объявление в справочнике «Желтые страницы», на которых ответчик проставлял свое коммерческое обозначение.

      В другом споре, между правообладателем коммерческого обозначения (истцом) и правообладателем фирменного наименования (ответчиком), суд в Постановлении Первого Арбитражного Апелляционного Суда от 18 января 2010 г. по делу № А43-10617/2009, основываясь на более ранней дате возникновения исключительного права на коммерческое обозначение по сравнению с датой регистрации организации со схожим названием, встал на защиту прав правообладателя коммерческого обозначения.

      Мы привели лишь два примера из богатой судебной практики, но суд встанет на защиту правообладателя коммерческого обозначения, если будут предоставлены доказательства более ранней даты возникновения исключительного права на коммерческое обозначение.

      Коммерческие обозначения, как и товарные знаки, могут быть словесными, звуковыми, световыми, изобразительными, комбинированными.

      Например, ООО с фирменным названием «Кулинар», а на вывесках магазинов «Лакомый мир».

      ООО с названием «Товары для дома» выделяет себя от других аналогичных магазинов, обозначая свои магазины «Все, что нужно для дома».

      ООО «Пищевые продукты» наносит на упаковку словосочетание «С заботой о Вашем здоровье».

      Сеть ресторанов с названием «Уютное кафе» свои вывески дополняет таблом с определенным световым рядом.

      Сеть магазинов косметики с названием «Женская косметика» оформляет свои витрины особой стилизованной композицией.

      Компания, производящая детские товары, с названием «Производство для детей» использует для своего обозначения определенный рисунок.

      Вариаций коммерческих обозначений может быть множество.

      Продуманное использование коммерческих обозначений очень эффективно. Правообладатель коммерческого обозначения имеет исключительные права, они охраняются законом. Исключительные права на коммерческое обозначение ничем не отличаются от прав на товарный знак, но при этом не требуется регистрация коммерческих обозначений.

      Основные отличия коммерческого обозначения и товарного знака состоят в следующем:

Коммерческое обозначение Товарный знак
не подлежит государственной регистрации регистрация в Роспатенте обязательна
действует только в местности деятельности компании действует повсеместно на той территории, на которой он зарегистрирован
неиспользование более года приводит к прекращению исключительного права можно не использовать без утери права
для обозначения предприятия можно использовать лишь одно коммерческое обозначение ограничений на количество товарных знаков нет
можно продать только вместе с предприятием можно продать отдельно от предприятия
при передаче неисключительных прав на коммерческое обозначение правообладателю исключительного права использовать его будет нельзя при передаче неисключительных прав на товарный знак, использование товарного знака правообладателем исключительного права не прекращается
передать право пользования можно либо по договору аренды предприятия, либо по договору коммерческой концессии неисключительное право на товарный знак передается по лицензионному договору
при продаже предприятия коммерческое обозначение переходит к новому владельцу в составе всего предприятия владелец товарного знака, продавая бизнес, товарный знак может оставить себе, если это устроит, конечно, покупателя

      Высказаться по этой теме >>  http://titaeva.ru/blog/comment_1390560097.html