Как уберечь себя и свою компанию от манипуляций
 

Все КНИГИ
Все СТАТЬИ

Когда документы могут быть коварными

Автор: Титаева А.В., 3 июня 2014г.

      Мы пишем эту статью по примерам тех компаний, которые обнаружили риски, содержащиеся в документах с контрагентами, уже после того, как возникла спорная ситуация и исправить которую уже очень затруднительно.

      Запоздание в обнаружении рисков не является случайностью. Как раз на такое запоздание и делается расчёт.

      Для целей запоздания в договор вводятся «подводные камни», то есть такие условия, на которые можно «напороться» после того, как начали работать по договору.

      Например, в договоре поставки оборудования условия по гарантийному ремонту составлены так, что гарантийные случаи сужены по максимуму. С одной стороны продавец демонстрирует готовность предоставлять гарантию, а с другой стороны получается, что продавец уже обезопасил себя от расходов на бесплатный ремонт.

      К подводным камням можно отнести и намеренно сжатые сроки по договору. Сроки уплотняются с расчётом, чтобы они всё ещё оставались реальными, но вместе с тем малейшая случайность наверняка бы привела к превышению сроков и штрафам. А штрафы в свою очередь являются своеобразной скидкой к стоимости договора.

      Подводные камни имеются у каждого вида договорных отношений, тем не менее они обычно хорошо выявляются при тщательном изучении договора и планировании исполнения намеченной сделки.

      Если подводные камни выявлены, но договорные условия приняты исполнителем, то с уверенностью можно говорить о том, что исполнитель принял на себя предпринимательский риск.

      Однако другой, особой разновидностью подводных камней в договоре можно назвать содержащиеся в договоре провокации.

      Предположите, что поставщику нужно доставить товар покупателю. Поставщик обращается к экспедитору. В договоре с экспедитором содержится условие примерно такого содержания: «Клиент обеспечивает, чтобы грузополучатель не принимал груз в поврежденной упаковке. В этом случае для выявления недостачи клиент и грузополучатель должны обеспечить приемку груза по внутреннему содержимому на складе экспедитора на платной основе».

      Что обычно выходит из-за такого условия?

      Покупатель получает товар, обнаруживает что какое-то грузоместо имеет поврежденную упаковку, но лицо, осуществляющее приёмку, не хочет усложнять себе жизнь. К тому же у покупателя нет основания для тревог, если в договоре с поставщиком будет условие о том, что именно поставщик несёт риск утраты груза в пути. Если покупатель вскроет упаковку и обнаружит недостачу товара, то он всего лишь не осуществит оплату Поставщику.

      Экспедиторы, зная наверняка о том, что в большинстве договоров на поставку имеется условие о рисках за счет поставщика, делают расчет на то, что покупатель при приёмке грузомест подпишет все документы.

      Таким образом, задача экспедитора усложнить приёмку товара, чтобы с большей вероятностью иметь подписанные документы, а значит максимально затруднить, а лучше сделать невозможным, взыскание с него убытков.

      Приведённый пример условия по приёмке товара в договорах с экспедитором является провокационным, поскольку условие нацелено на перекладывание рисков от своей деятельности на своего клиента.

      Скрупулёзный анализ исполнения сделки на всех этапах от её начала до завершения позволит обнаружить и содержащиеся в договоре провокации. При принятии договора с провокационными условиями исполнителю для отведения от себя чужих рисков нужно продумать защитную тактику.

      Но документальное оформление отношений с контрагентом может быть еще и коварным.

      Представьте себе строительного подрядчика, который обнаружил необходимость выполнения дополнительных работ. Однако Заказчик вместо оформления дополнительного соглашения на выполнение дополнительных объёмов, предлагает всё закрепить протоколом совещания. Обычно в протоколе согласования Заказчик уклоняется от фраз, из которых можно чётко сделать вывод о том, что конкретные дополнительные работы им подтверждены, стоимость этих работ и порядок оплаты согласованы. Такой протокол совещаний является неким подобием на дополнительное соглашение, что обычно и вводит Подрядчиков в заблуждение. Протокол совещания даже может подписываться Заказчиком с проставлением печати. Но только Заказчику безопасно ставить подпись и печать, поскольку бесспорным подтверждением согласования выполнения Подрядчиком, а значит и оплаты Заказчиком, признается только дополнительное соглашение с отражением в нём всех существенных моментов, присущих договорным отношениям. Заказчик, создавая видимость правового документального оформления, на самом деле пользуется доверчивостью Подрядчика, намереваясь воспользоваться результатом труда Подрядчика без должной оплаты.

      В качестве другого примера можно привести некие формы документов экспедиторов, которые разработаны таким образом, чтобы в них не хватало точных сведений по идентификации перевозимого груза и о его стоимости в расчете на то, чтобы избежать рисков в случае если перевозка будет неудачной.

      Эти примеры о том, как может быть достигнута цель замаскировать свои истинные намерения. Такая сторона точно знает, что если её истинные намерения будут раскрыты, то её планы могут провалиться.

      Тем не менее коварство также, как и любой подводный камень в договоре, поддаётся распознаванию, если своевременно обратиться за помощью к своему юристу.

      Если Вы возьмёте себе за правило привлекать своего юриста к обсуждениям любых ситуаций, чтобы юрист был в курсе всего происходящего - тогда Вы сможете повысить вероятность того, что удастся отловить какое-то обстоятельство, которое является более опасным, чем кажется на первый взгляд, или обнаружить то, что тщательно маскируется.

      Даже если Ваш юрист подтвердит Вам, что Вы действуете правильно, Вы сможете избавиться от лишних сомнений и обрести уверенность, чтобы твёрдо придерживаться своего решения.

      Высказаться по этой теме >>  http://titaeva.ru/blog/comment_1402054944.html