Как уберечь себя и свою компанию от манипуляций
 

Все КНИГИ
Все СТАТЬИ

Милиция приходит неожиданно

Автор: Титаева А.В.
Интервью, данное 17.05.2006 года корреспонденту журнала "Консультант" (издательство "Бератор-Пресс") Ольге Сизовой и опубликованное в № 11 за 2006 год. Без редакторских правок.
К теме этого разговора относится семинар Проверка ОБЭП и другими проверяющими органами МВД
Этот материал не предназначен для републикации в Интернет.

      Корр.: Расскажите, кто и как сегодня проверяет компании на благонадежность?

      Титаева А.В.: Прежде всего, нужно заметить, что разрешенными являются как гласные, так и негласные проверки компаний.

      К проведению гласных или явных проверок, когда сотрудники проверяющего органа приходят в компанию с целью проведения проверочных мероприятий, все уже давно привыкли, а многие компании подготовлены заранее.

      Проверяющих органов очень много и каждый из них наделен своими полномочиями. Это налоговые органы, органы внутренних дел, таможенные органы, органы экспортного контроля, инспекции труда, органы санитарно-эпидемиологической службы и т.д.

      Негласные проверки - это проверки, проводимые без ведома компаний. О том, что в отношении компании ведется проверка, сама компания может и не догадываться.

      Проверки, проводимые неявно, тем и настораживают, что никогда нельзя сказать наверняка, что в данный момент компанию никто не проверяет.

      Неявные проверки обычно связываются только с органами милиции, которые их проводят в рамках оперативно-розыскных мероприятий.

      Забывается, что обслуживающие компании банки ежедневно проверяют операции по зачислению и перечислению денежных средств на основании требований Закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма".

      Федеральная служба по финансовому мониторингу, ее еще называют Росфинмониторинг, ежедневно отслеживает все подозрительные банковские операции, выявляет признаки, свидетельствующие о преступлении.

      Выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений заняты в основном органы милиции.

      Преступлениями в сфере экономической деятельности занимается Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям.

      Налоговые службы также могут проводить проверки, о которых проверяемые компании и не подозревают, это, как правило, встречные проверки.

      Кроме того, на проведение проверок уполномочены контрольно-ревизионные управления Минфина РФ. Обычно проведение проверок КРУ ассоциируется с контролем за целевым расходованием бюджетных средств, хотя их полномочия на этом виде проверок вовсе не ограничиваются.

      Все проверяющие органы наделены определенными полномочиями, выходить за рамки которых они не вправе.

      Корр.: Хотелось бы узнать, какие проверки проводят сотрудники Департамента экономической безопасности МВД РФ (его территориальных представительств) и ОБЭП?

      Титаева А.В.: Функциями департамента экономической безопасности РФ является:

      Что касается подразделений БЭП (УБЭП, ОБЭП), то спектр их интересов довольно широк, поскольку это все экономические преступления Уголовного Кодекса и под их проверку может попасть любая компания, так как они занимаются и защитой авторских прав, интеллектуальной собственности, подделкой денег и ценных бумаг, должностными, компьютерными преступления, коммерческими подкупами, изготовлением контрафактной продукции, и многим другим до нарушений в налоговой и банковской сфере.

      Корр.: Порой компания сталкиваются с ситуацией, когда представители правоохранительных структур используют кардинальные меры контроля. Например, внезапно в офис фирмы врываются люди в масках и с оружием. У какого подразделения есть полномочия устраивать такие "маски-шоу"?

      Титаева А.В.: Все органы милиции, входящие в состав криминальной милиции вправе прибегать к "кардинальным методам". К подобным мерам прибегают только в том случае, когда имеются достаточные данные полагать, что на территории компании совершается преступление. Обычно "маски-шоу" устраиваются при борьбе с организованной преступностью. На борьбу с организованной преступностью ориентированы подразделения БОП.

      ОМОН (отряд милиции особого назначения) - полувоенные милицейские образования, используемые для борьбы с вооруженными группировками и формированиями; террористами, в т.ч. ''воздушными'', подавления массовых беспорядков.

      СОБР (специальный отряд быстрого реагирования) - подразделения, аналогичные ОМОНу, используются при проведении захвата членов организованных преступных групп, группировок и сообществ.

      Корр.: Может быть, Вы что-то посоветуете предпринимателям? Как лучше себя вести, чего категорически нельзя делать и т.д.

      Титаева А.В.: Если компания столкнется воочию с подобными мероприятиями, советую выполнять все распоряжения сотрудников правоохранительных органов и не чинить им препятствия. В то время пока у компании "благоприятные времена" с точки зрения отсутствия проверок рекомендую на всякий случай заранее подобрать адвоката, который специализируется на уголовных экономических преступлениях. Во время любой проверки звонки не запрещены. И даже если Вас, как сотрудника компании, уложили на полу лицом вниз, можно сделать звонок и вызвать адвоката. А тем временем стараться запомнить в конкретных деталях все происходящее: что делают оперативники, что они говорят. Если проверка осуществляется с нарушениями, дальнейший подробный анализ их действий поможет отыграть ситуацию.

      Корр.: Когда фирме следует опасаться контроля со стороны правоохранительных подразделений?

      Титаева А.В.: Всегда. Проверка любой компании может и не быть связана с деятельностью самой компании, а относиться к проверке информации по ее контрагентам.

      Ответить кратко на этот вопрос просто не возможно, поскольку это тема отдельной беседы.

      Замечу, что в большинстве случаев риск проверок возрастает, когда в отчетности компании отражены существенные доходы, но при этом налоговые обязательства не значительны. А также если по отчетности компании наблюдается рост доходов, который не приводит к росту налоговых поступлений в бюджет. Кроме того, сигналом для контролирующих органов может послужить обнаружение таких фактов как, например, усиленная продажа имущества процветающей компании, сопровождающаяся сокращением ее численности и одновременное появление других фирм, купивших имущество "прежде процветающей" компании, принявших ее сотрудников на работу, и ведущих аналогичную деятельность, используя при этом торговую марку "прежде процветающей" компании.

      Корр.: Подскажите, для чего и как налоговые и правоохранительные структуры проводят совместные проверки?

      Титаева А.В.: Если под совместными проверками понимать приход в компанию сотрудников из налогового и правоохранительного органов одновременно в рамках одной проверки, то присутствие сотрудников милиции может быть обусловлено:

      Совместная проверка финансово-хозяйственной деятельности компании проводится, как правило, при наличии достаточных признаков совершенного экономического преступления, например, уклонения от налогов, для сбора доказательств.

      Корр.: Какие инструменты контроля чаще всего применяют сотрудники милиции?

      Титаева А.В.: Сотрудники милиции вправе проводить те оперативно-розыскные мероприятия, которые им отведены Законом "Об оперативно-розыскной деятельности". Какие инструменты контроля сотрудники милиции используют наиболее часто сказать довольно сложно, поскольку это зависит от наличия тех или иных подозрений относительно деятельности компании. Так, если компанию подозревают в контрабанде, конечно, обязательно будет проводиться изъятие товара. А если должностных лиц компании подозревают в фальсификации документов, то будет произведена выемка документов. Подозрения компании в уклонении от налогов будет сопровождаться допросами.

      Корр.: В чем суть оперативно-розыскных мероприятий?

      Титаева А.В.: Сутью любого вида из разрешенных Законом оперативно-розыскных мероприятий является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений.

      Корр.: Хотелось бы немного подробнее. Может, приведете какой-то пример? Вкратце, как такие мероприятия проводятся, чего при этом стоит опасаться компании и что у нее могут проверить.

      Титаева А.В.: Как я уже говорила, проверки могут быть гласные и негласные.

      Перечень оперативно розыскных мероприятий содержится в Законе "Об оперативно-розыскной деятельности".

      В качестве примеров негласных оперативно-розыскных мероприятий можно привести: наведение справок, наблюдение, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение.

      К гласным мероприятиям относятся опрос, проверочная закупка (хотя и гласное, но "зашифрованное" действие), обследование зданий, офисных, производственных, складских и торговых помещений, досмотр транспортных средств, сбор образцов для исследования, проверка документов.

      Каждый из этих видов преследует свою конкретную цель. Но сутью любого вида из разрешенных Законом оперативно-розыскных мероприятий является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений.

      Такие мероприятия как: осмотр зданий, офисных, производственных, складских и торговых помещений; досмотр транспортных средств; изъятие образцов товара и документов; изучение документов финансово-хозяйственной деятельности должны быть обязательно проведены на основании мотивированного постановления начальника ОВД или его заместителя. При осмотре и досмотре обязательно присутствие двух понятых.

      Ряд других мероприятий, как, например, проверочная закупка, могут проводиться и без Постановления. При проведении мероприятий, не требующих обязательного наличия Постановления, сотрудникам милиции рекомендовано предъявлять иной документ о проверке, которым может быть простое предписание, хотя закон к этому не обязывает. Тем не менее, предъявление сотрудниками милиции только своих личных удостоверений не может говорить о том, что именно они уполномочены провести проверочные мероприятия. Поэтому если в компанию явились сотрудники милиции даже без предписания, нужно обязательно позвонить их начальнику и выяснить, точно ли в отношении вашей компании назначена проверка.

      Хотелось бы еще обратить внимание читателей журнала на тот момент, что нужно различать мероприятия, которые проводятся для собирания оснований с целью возбуждения уголовного дела, а какие проводятся уже только после возбуждения уголовного дела, к которым относятся, например, обыск, выемка, арест имущества.

      В рамках короткой беседы невозможно обо всем рассказать подробно, поскольку каждое действие сотрудников милиции имеет свою специфику и то, что я сказала, это лишь малая ее часть.

      Корр.: Вероятно, есть определенная тактика поведения, которой сотрудникам фирмы стоит придерживаться при общении с проверяющими?

      Титаева А.В.: Сейчас много говорят о том, что компании нужно заранее выработать определенную тактику поведения. Но для этого нужно знать наверняка, что в деятельности компании вызывает подозрения и какое преступление может быть вменено ее должностным лицам. Если компания не нарушает закон, то главное - это соблюдение спокойствия всего персонала во время проверки, не нужно совершать никаких радикальных мер, если, к примеру, какие-то документы не в порядке, то по этой причине не нужно отказывать сотрудникам правоохранительных органов в допуске на территорию. Но при этом, конечно, чтобы не допустить произвола со стороны правоохранительных органов нужно четко представлять какими полномочиями обладает проверяющее лицо, какие требования оно может предъявлять и должна ли компания выполнять их незамедлительно или для их исполнения законом предусмотрен определенный срок. Кроме того, нужно знать в каком порядке должны проводиться проверочные мероприятия. Другими словами, спокойно чувствовать себя при проверке могут сотрудники тех компаний, должностные лица которых знают не только свои права и обязанности, но и права и обязанности проверяющих органов, что позволит им предполагать цели проверочных мероприятий и своевременно выработать стратегию для защиты как интересов компании, так и своих собственных.

      Корр.: Что выгодно фирме: согласиться с решением проверяющих структур или обжаловать его в вышестоящей инстанции?

      Титаева А.В.: Все зависит от того, имеются ли действительно признаки преступления. Если компания законопослушна, но ей вменяется совершение преступления, то в этом случае и советов давать не нужно. Трудно представить себе человека, который не захочет отстаивать свои права.

      Корр.: В этом случае все понятно. А если она незаконопослушна? Но предполагает, что может доказать обратное? Можете рассмотреть такую ситуацию и сделать выводы? Например, стоит ли компании согласиться с решением проверяющих или лучше поспорить, а вдруг получится "победить"?

      Титаева А.В.: Даже если должностные лица компании знают за собой "грешок", но при этом они уверены в своей "непогрешимости", то согласиться с негативными выводами проверяющих можно будет всегда, а для начала нужно пытаться отстаивать свои интересы.

      Корр.: В ближайшее время власти планируют отменить встречные проверки компаний. Как Вы считаете, такие изменения облегчат "жизнь" предпринимателям?

      Титаева А.В.: Не думаю, что их отменят. Трудно поспорить с тем, что это очень удобный инструмент налогового контроля. Но утвердить процедуру проведения встречных проверок считаю необходимым, чтобы налоговые органы не превращали их в выездные по количеству запрашиваемых документов. Вместе с этим, считаю необходимым установить в Налоговом Кодексе запрет на привлечение к ответственности организации, у которой запрашиваются документы для проверки деятельности ее контрагента, как это случается на практике.

      Корр.: Случается, что при проверке фирмы, сотрудники правоохранительных структур выходят за рамки своих полномочий. Как в такой ситуации компании защитить свои интересы?

      Титаева А.В.: Статья 5 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" дает возможность лицам, полагающим, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению прав и свобод, обжаловать эти действия в вышестоящий орган МВД РФ, прокурору и в суд.

      Корр.: Хотелось бы услышать какие-то рекомендации, как сотрудникам компании вести себя именно в момент превышения проверяющим своих полномочий. Про то, что потом можно пожаловаться и так понятно. А как же не усугубить ситуацию во время проверки? Ведь в момент нарушения проверяющим ваших прав, если вы ему на это укажете и будете отстаивать свою позицию, это может разозлить проверяющего и ситуация для компании может усложниться.

      Титаева А.В.: Во время проверки лучше не препятствовать действиям сотрудников милиции, за исключением того случая, когда проверяющие не предъявили никакого документа на проверку. Проверка проводится с вручением Постановления либо предписания. Особенно если сотрудники милиции без всякого документального подтверждения на право проведения проверки намереваются изъять товар. На практике нередки случаи посещения сотрудниками милиции небольших торгующих фирм, закончившиеся вывозом товара. После чего товар либо возвращается уже не в товарном виде, либо вообще не возвращается.

      Поэтому "указывать" проверяющим на неправомерность их действий обязательно нужно при намерении забрать какое-либо имущество.

      Корр.: Очевидно, что проверяющие могут проводить опросы (допросы) как рядовых сотрудников организации, так и служащих управленческого аппарата. Как грамотно подготовить работников разного уровня к таким "беседам"?

      Титаева А.В.: Сразу же нужно заметить, что опросы и допросы это не одно и то же.

      Корр.: Можете подсказать, чем они отличаются?

      Титаева А.В.: Опрос это специальная беседа, проводимая с теми сотрудниками, которым могут быть известны какие-либо сведения, которые могут быть полезны для цели проверки. Допрос - это дача показаний, которые могут служить доказательством наличия либо отсутствия вины. Для допроса сотрудники компании вызываются повестками.

      Понятие "грамотная подготовка" довольно расплывчато. В первую очередь вступать в беседы с сотрудниками проверяющих органов должны только те лица организации, которые знают "что говорить". К тому же эти лица должны четко знать права и обязанности сотрудников того органа, который пришел на проверку. Знание законов и других нормативных актов, относящихся к контролю за деятельностью организации, и является сутью любого инструктажа для подготовки к проверке.

      Корр.: В налоговом контроле появились новые направления. В частности, обозначены критерии "добросовестности" налогоплательщика. Подскажите, как же компании не выйти за рамки этого определения?

      Титаева А.В.: Изучение статуса добросовестности налогоплательщика началось в 1998 году. Термин "добросовестного налогоплательщика" впервые был введен в правоприменительную практику Конституционным Судом РФ в Постановлении от 12.10.1998 г. № 24-П относительно понятия уплаты налоговых платежей. Далее Конституционный Суд продолжал расширять введенное им понятие. Так, в 2001 году Конституционный Суд РФ в Определении от 25.07.2001 г. № 138-О указал, что под добросовестным налогоплательщиком подразумевается лицо, надлежащим образом исполнившее налоговые обязанности, а недобросовестными налогоплательщиками признаются лица, которые, по существу, уклонились от исполнения обязанности по уплате налога. В 2005 году Конституционный Суд РФ и Президиум Высшего Арбитражного Суда дают идентичные по смыслу разъяснения (Конституционный Суд РФ: Определение от 18.01.2005 № 36-О, Постановление от 14.07.2005 № 9-П; Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ - Постановление от 04.10.2005 года № 86665/04) и приходят к выводу, что если во время контрольных мероприятий имеют место факты затягивания представления запрашиваемых документов, а также создаются препятствия для проведения налоговыми органами контрольных мероприятий, то проверяемая организация является недобросовестным налогоплательщиком и она не может пользоваться правами, установленными для добросовестных налогоплательщиков.

      Все споры по этому вопросу проистекают оттого, что налоговым законодательством не определено понятие добросовестности налогоплательщика.

      В настоящий момент уже обозначены критерии, которые, скорее всего, и войдут в законодательное понятие добросовестности налогоплательщика.

      Это, во-первых, правило преимущества существа сделки над формой, которое позволяет определить последствия мнимых сделок; и, во-вторых, правило достижения деловой цели, которое предполагает, что любая сделка должна быть направлена на достижение конкретной хозяйственной цели, отличной от получения исключительно налоговых преимуществ.

      Если коротко, то чтобы компаниям не выйти за рамки понятия "добросовестности" налогоплательщика все заключаемые ею сделки не должны быть мнимыми или притворными, поскольку сутью "недобросовестных" действий налогоплательщика является злоупотребление правом.